К разработке среднемагистрального самолета Ту-204 приступили в 1986 г. по техническому заданию Министерства авиационной промышленности СССР. Разработка самолета велась при тесном сотрудничестве с ведущими российскими научными центрами - ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, НИИАО, ЛИИ и другими. Самолет Ту-204 имеет высокоэффективное крыло со сверхкритическим профилем и вертикальными аэродинамическими поверхностями на концах консолей. В конструкции широко применяются композиционные материалы - их доля составляет 18%. В вертикальном оперении размещен центровочный топливный бак (емкость 2820 л), используемый для управления балансировкой в полете. Это первый российский пассажирский самолет, оснащенный электродистанционной системой управления (ЭДСУ) и способный совершать автоматическую посадку в условиях погодного минимума по категории IIIа ИКАО. Осуществление принципа "темной кабины" позволяет снизить физическую и психологическую нагрузку на экипаж. Первый опытный самолет Ту-204 с двигателями ПС-90А был построен на опытном заводе АНТК им.А.Н.Туполева в ноябре 1988 г. Первый полет был выполнен 2 января 1989г. Для летных и сертификационных испытаний было построено четыре самолета, еще два планера изготовили для статических и усталостных испытаний. Испытания завершились сертификацией в конце декабря 1984 г. Самолет Ту-204 послужил базовой моделью для целого семейства, среди которых модификации Ту-204-100 и Ту-204-200 с увеличенной взлетной массой и двигателями ПС-90А; Ту-204-120 и Ту-204-220 с двигателями Роллс-Ройс RB211-535E4 и отечественной авионикой; самолет Ту-204-300 с укороченным фюзеляжем; грузовые самолеты Ту-204-100С и Ту-204-200С с боковой грузовой дверью размером 3,4 Х 2,18. Исследовались варианты Ту-204-230 с двумя винтовентиляторными двигателями НК-93 и ТРДД ПС-90АГ, работающими на сжиженном природном газе. Один самолет был построен для обслуживания Президента России.
Размеры:
.
Размах крыла, м
42
Длина самолета, м
46,2
Высота, м
13,9
Площадь крыла, кв.м
182,4
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд, град.
28
Максимальная ширина фюзеляжа, м
3,8
Число мест:
.
Экипажа
3
Пассажиров в кабине двух классов
196
В кабине трех классов
168
В экономическом классе
210
Размер пассажирской кабины:
.
Длина, м
30,18
Максимальная ширина, м
3,57
Максимальная высота, м
2,16
Двигатели
ТРДД ПС-90А (2х16140 кгс)
Массы и нагрузки (максимальные)
.
Взлетная, т
94,6
Пустого снаряженного, т
58,3
Самолета без топлива, т
79,3
Платной нагрузки, т
21
Посадочная масса, т
88
Запас топлива, т
24 (без топлива в центровочном баке в вертикальном оперении)
Летные данные:
.
Крейсерская скорость, км/ч
850
Дальность полета, км
3700 (196 пассажиров)
Эксплуатационный потолок, м
12600
Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря), м
1550
Электронное оборудование
Самолет оснащен отечественным цифровым комплексом авионики с шестью цветными дисплеями для вывода информации о полете и данных о работе бортовых систем и силовой установки, автоматической системой самолетовождения, встроенными средствами диагностики оборудования, цифровыми компьютерами для управления полетом в реальном масштабе времени, средствами спутниковой навигации и т.д.